Ребенка не принимают в коллективе в школе. Белая ворона

Если ребенка отвергают одноклассники

Почему не всех детей любят одноклассники. Как помочь ребенку влиться в коллектив.

Школа – это пространство детей. После звонка на перемену, в коридоры вливается бурная громогласная толпа, начинается всеобщая суета и движение. Но все же, среди веселой гурьбы школьников, обязательно найдутся дети, особняком стоящие от своих одноклассников. Как правило, они оказались вне коллектива – он их просто не принял.

Как себя чувствует отвергаемый ребенок? Да точно так же, как и взрослый человек, которого не замечают коллеги по работе. Эта ноша тяжела для взрослого, но ребенку с ней жить еще сложнее. Почему сверстники не принимают в свой круг некоторых ребят? Чья в этом вина и как помочь ребенку? Эти вопросы мы обсудим в нашей статье.

Все родители полагают, что их ребенок самый замечательный. Впрочем, так и должно быть. Но «вступить в коллектив» бывает не очень просто. В семье ребенка окружает атмосфера заботы и любви. Вы любите его безоговорочно, таким, какой он есть. Но сверстники судят строже. Чаще всего дети отказываются дружить с «подлизой», «ябедой», «зубрилой», «новеньким», «неопрятным» и пр. Непринятого в коллектив ребенка, дети отнесут к одной из вышеперечисленных групп, обязательно наделив обидным прозвищем. В результате, малыш ощущает, что он не относится к категории «нормальных», выбиваясь из общего числа детей.

Статья о том, что может ей понравиться.

Как определить, попал ваш ребенок в круг «отверженных» или нет?

  • Если малыша не принимали ровесники в детском саду, то высока вероятность того, что и в школе возникнут такие же проблемы.
  • Ребенок отказывается посещать школу или демонстрирует безразличие к ней.
  • Он стал более раздражительным и замкнутым, видны проявления тревожности, а на его коже вы обнаружили следы побоев.
  • Ребенок, обычно разговорчивый в семейном кругу, наотрез отказывается обсуждать школьные дела и одноклассников.
  • У ребенка нет друзей в классе, зато во дворе есть закадычный друг, порой не подходящий ему по возрасту, но с которым он готов проводить целые дни напролет.
  • Вашему ребенку никто не звонит. Одноклассники не спрашивают у него домашних заданий, не зовут гулять. И он тоже не спешит воспользоваться телефоном, даже если не успел записать заданные предметы и ему это грозит неудовлетворительной оценкой. Как правило, он не может никому позвонить, потому что никто не дал ему своего номера.

Если вы обнаружили в этом списке хотя бы один из перечисленных признаков, значит, пришло время менять ситуацию в пользу вашего чада.

Как помочь?
В первую очередь, важно откровенно поговорить с ребенком. Это будет непросто, но нужно проявить терпение. Обязательно посетите школу, лучше в то время, когда занятия закончатся, и вы избежите встречи с одноклассниками своего ребенка. Поговорите с учителем, и если ваши подозрения подтвердились, обратитесь к школьному психологу или в детский центр психологической помощи. Конечно, можно покинуть этот «нехороший» класс и сменить школу, но у вас не будет гарантии, что в другом коллективе все сложится гладко.

Всем известно, что любую проблему легче предотвратить, чем преодолеть ее путем потерь и усилий. Психологи утверждают, что дети в своих сверстниках, в первую очередь, ценят такие качества характера, как доброта, искренность, душевность и уравновешенность. Тех, кто наделен этими качествами, безоговорочно принимают в любой здоровый коллектив. Но дети понимают эти характеристики несколько иначе, чем взрослые.

Например:

  • доброта – для взрослого человека абстрактное определение. Мы будем считать человека добрым, даже если он не смог дать нам накануне денег взаймы. Но дети не прощают подобных мелочей, в их понимании у такого человека отсутствует доброта;
  • уравновешенность дети понимают как «спокойность»;
  • душевность для взрослого человека означает сердечность. Для ребенка же это умение соболезновать всему живому, даже уличным брошенным животным. Само же понятие «душевность» дети связывают с принятием другого человека;
  • искренность дети понимают как честность.

Помимо качеств характера, дети ценят морально-волевые характеристики. К ним относятся: честность, решительность, справедливость, ответственность и отважность.

Честность дети школьного возраста связывают с порядочностью в кругу одноклассников, при этом солгать взрослому человеку вовсе не зазорно.

Справедливость дети понимают одинаково со взрослыми.

Под ответственностью имеется в виду отношение к процессу обучения и к самим детским взаимоотношениям в коллективе.

Смелость и отважность – это синонимы в понимании детей.

Учите своего ребенка душевности. Не критикуйте его сверстников, постарайтесь найти в каждом свои положительные черты, оправдывайте их недостатки. Никогда не осуждайте и не сплетничайте при ребенке про его одноклассников, педагогов и знакомых. Зачем ему слышать о других плохое?

Научите ребенка сопереживать чужому несчастью, не смейтесь над неудачами окружающих – и тогда ваше чадо станет сердечным. Не оставайтесь равнодушными к происходящему: предложите ребенку покормить птицу за окном или уличное животное.

Чтобы воспитать в ребенке искренность, важно всегда самим говорить только правду, не лукавить и не приукрашивать ситуацию. Конечно, порой это бывает непросто, но ведь так комфортно чувствовать в своей жизни отсутствие лжи. Расскажите ребенку, что в своем вранье очень просто запутаться, из-за лжи можно попасть в нехорошее положение. Не стесняйтесь приводить примеры из собственного детства, это лишь укрепит доверие и ваш авторитет в глазах ребенка.

И последнее немаловажное качество – уравновешенность или спокойствие. Не кричите на ребенка, не придирайтесь к нему по мелочам, вам нужно беречь его нервную систему, потому что она очень уязвима! Дети, на которых кричат дома, приходя в школу, начинают избавляться от отрицательных зарядов, разряжаясь на других. Пусть в вашем общении преобладает только ровный спокойный тон. Контролируйте собственные эмоции, и тогда ваш ребенок сможет легко научиться контролировать свои.

Дорогие мамы и папы! Такие важные показатели, как успеваемость, мотивация к учебной деятельности, физическое здоровье и душевное равновесие во многом зависят от того, как ваш ребенок чувствует себя в кругу сверстников. Замечательно, если ребенок идет утром на учебу с легким сердцем. Поэтому помогайте ему, делите с ним его детские радости и беды, и тогда ваше чадо обретет уверенность в себе!

Книга «Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога» написана на материале, собранном в течение десятилетней работы Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии. Она раскрывает причины затруднений, которые дети могут испытывать в процессе школьного обучения, – это проблемы учебные, поведенческие, а также проблемы общения со сверстниками и взрослыми. В ней даются действенные советы, проверенные на практике. Книга адресована родителям школьников и учителям. Прочитав ее, взрослые смогут осознать собственные ошибки и, исправив их, достигнуть гармоничных отношений с детьми.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Часть II. Проблемы общения и самооценки

4. Если не принимает класс… или Как быть, если ребенка не любят одноклассники

«Отвергнутые – это те, с которыми не хочет дружить никто вообще, с которыми не желают иметь общих интересов, занятий, привязанностей, с которыми даже сидеть рядом не будут, хотя они, в свою очередь, тянутся к коллективу и принимают многих. Обычно их три-четыре человека в классе из тридцати.»

Школа – это дети, и только дети. После звонка коридоры наполняет визжащая, бурлящая, бегущая толпа, сторонясь которой учителя жмутся к стеночке. Кто же еще стоит в стороне от общей суеты большой перемены? Ведь предусмотрительность, свойственная человеку среднего возраста, не характерна для школьника.

От всеобщего ребячьего ликования, от общих детских мероприятий и затей всегда особняком стоят дети, которых не принимает коллектив. Иные уже и не делают попыток войти в эту демократичную на вид компанию, ударяясь о ее бурлящие волны, как о каменную стену. Каково быть отвергнутым? Представьте себя среди коллег, которые даже не замечают вас на работе. Они весело чаевничают, а вы делаете вид, что увлечены заданием начальника, хотя на самом деле глотаете слезы. Они планируют пикник, а вас даже не вносят в список желающих. Они обсуждают планы развития фирмы, а вы сидите тихо в сторонке, не имея права голоса. При таком положении дел вам захочется каждое утро ходить на работу, ощущая ежеминутно свою неполноценность? Это тяжело для взрослого, а ребенку-то?

Почему отвергают некоторых ребят? Кто виноват в их одиночестве – они сами, дети или родители? Как определить, что ребенку дискомфортно среди его братьев по разуму, и что надо сделать для того, чтобы ребенок чувствовал себя нормально?

Наш ребенок для нас самих, конечно, самый лучший. И это правильно. Так и должно быть. Но «вписаться в коллектив» – это не такое простое дело. В семье ребенок находится в обстановке полной любви и приятия. Вы его любите уже за то, что он есть. Группа ему подобных судит строже. С кем и из-за чего дети не хотят дружить? «Грязный», «ябеда», «зубрила», «дурак», «подлиза», «псих», «маменькин сынок», «богатенький Буратино», «новенький»… Отвергнутого обязательно отнесут к какой-то из этих групп, наделив обидным прозвищем. Дети чувствуют разницу между «нормальными», составляющими большинство, и тем, кто выбивается из общего ряда. Попробуем определить тех, кто не может вписаться в общую школьную массу.


«Ябеда» и «вредный». Что ябедничать и вредничать плохо – ясно всем. Но ведь нередко бывает так, что, когда сын приходит в слезах со двора, возмущенный папа бежит разбираться с обидчиками и докладывать их родителям о совершенных ими проступках, а милосердная, любящая бабушка в уголке тихо жалеет единственного внука…

«Врун». Ни одного из сверстников вашего ребенка не шокирует, если он исправит двойку в дневнике на более удачную оценку или скажет, что забыл тетрадь, если не выполнил домашнее задание. Скорее всего, детей будет раздражать вранье-выдумка, нормальное для дошкольника, но недопустимое в школьном возрасте. Если ваш фантазер хвастается тем, что у папы есть свой самолет и аэродром, а ему самому на день рождения подарили «мерседес», тут самое время разобраться, где источник этой лжи. В материальном недостатке семьи? В физической слабости? В невозможности утвердиться другим способом?


«Драчун» или «задира». Хоть без синяков никто не вырастает, приклеивается это прозвище только к тем, кто использует силу и кулак в качестве главных аргументов в решении любых вопросов. Может быть, ребенок видит, что так решаются проблемы в семье? А может быть, у него недостаточно развиты коммуникативные функции? Или причина его враждебных действий внутренняя, связанная с подкорковой недостаточностью и общей расторможенностью?

Если вы чувствуете, что ребенок одинок в коллективе, устраните вероятные причины этого. Возможно, в вашей семье трое детей, и вы не успеваете следить за старшим, полагаясь на его сознательность? Обратите внимание на его внешность: постригите, помойте, оденьте по моде.


«Мелкий». Здесь подразумевается физически слабый ребенок, не умеющий за себя постоять. Необходимо заняться с таким силовой подготовкой, закаливанием, записать его в спортивную секцию, предупредив тренера, что ваша цель – не олимпийские рекорды, а физическое развитие и формирование силы воли.

«Дурак». Это самое часто употребляемое слово в лексиконе школьника. Какие только значения в него не вкладываются! От девчачьего кокетливого – в ответ на мальчишечью выходку – до боевого клича перед дракой. Но клеймо «дурака», прилипшее к одному и тому же ученику, – это уже грозный признак. Любой класс единодушно отвергает того, кого бог обделил интеллектом.

Чаще всего так называют ребенка, который действительно отстает в развитии от других по всем аспектам или же развитие которого искажено, то есть поступки и реакции неадекватны обстановке. Тогда необходимо обратиться к специалисту, проверить уровень интеллекта, сходить на прием к нейропсихологу.

Помните, и в вашем классе был такой, сидящий за последней, а иногда и за первой партой с полным отсутствием какого бы то ни было выражения лица? Один развлекался на уроках тем, что запихивал в рот монеты, а потом у него текла зеленая слюна… Другой, поставленный в угол к раковине, изображал из себя посетителя бани и старательно тер подмышки. И это был его «звездный час», потому что класс весело смеялся, но звенел звонок, начиналась перемена – и внимание одноклассников переключалось на более достойный объект. А вот девочка, чуть не плачущая, когда к ней обращаются с любым вопросом, не способная дать ни одного вразумительного устного или письменного ответа учителю. Таким рисовали и рисуют тройки, закрыв глаза, а они сидят все школьные годы на своих последних партах, как зачумленные. Класс над ними даже не смеется – просто не замечает.

Школьник может временно оказаться в числе отвергнутых, если он новенький и пришел в класс с уже сложившимися отношениями. Но пройдет пара недель, и он обязательно займет в нем подобающее ему место.


Маша Забелина, когда перешла в другую школу, оказалась в числе отвергнутых. Из положения она вышла блестяще, и вот каким образом.

Учитель физкультуры в седьмом классе не разрешал девочкам ходить в тренировочном костюме, а требовал короткую форму. Девочки решили договориться и в знак протеста прийти на занятие в мужских «семейных» трусах. В результате трусы с собой принесли только две: «новенькая» Маша и еще одна девочка. На построении они стояли рядом – худенькая Маша, в трусах от груди до колен, с торчащими спичечными ногами, и Таня, очень крупная и толстая, в трусах, которые чуть ли не лопались на ней. Насколько смешно они выглядели, представляете сами. В тот же день Маша стала «принятой» в классе, ребятами был сполна оценен ее поступок, не только смешной, но и смелый.


А вот другая Маша, Маша Кислова, почувствовав себя чужой в новом классе, «перенесла» собственный день рождения на два месяца вперед и заявилась в школу с огромным фантастически красивым и вкусным тортом. Ничего, что урок литературы потратили на его поедание, зато все так к Маше потянулись и за полчаса узнали и о ее прежней школе, и о любимом коте, и о младшем братике. Уже на следующий день Маша шла в школу окруженная стайкой новых друзей, и не только девчонок.

Отношения в классе иногда формируются даже в отсутствие ребенка, если он часто или подолгу болеет.


Алеше врачи поставили диагноз – диабет. Медики советовали родителям отпускать мальчика на занятия, когда он чувствовал себя хорошо. Но мама и бабушка так боялись за Алешу, что в школу он не ходил никогда. Гулял молча и чинно в парке, держа за руку кого-то из взрослых. Глаза всегда грустные, вид серьезный. Чтобы хоть как-то разорвать круг одиночества Алеши, классный руководитель пытался организовать посещение больного детьми, но мама по телефону попросила этого не делать: вдруг дети занесут инфекцию? Так и коротал мальчишка дни без друзей и сверстников. Его фамилия фигурировала в классном журнале, но как этот ученик выглядит, знали лишь учителя, исправно обучающие его дома.

«Больных» класс отвергает, потому что не видит их и преспокойно без них обходится. А вот «маменькиных сынков и дочек» школьники еще и презирают, а то и ненавидят. Иногда их можно понять… Излишняя родительская любовь надежно изолирует ребенка от ровесников.


Дорогие мамы! Как бы ни сжигала вас любовь к своему ребенку, сколько бы вы ни ощущали счастья от внутреннего единства с собственным чадом, поймите: с того самого момента, как вы произвели его на свет, он – самостоятельная человеческая единица, имеющая право на свои секреты, поступки, ошибки, свою маленькую, но уже личную жизнь.

Навязанное взрослым мнение будет сразу заметно в кругу сверстников вашего ребенка, потому что система ваших взглядов не соответствует его возрасту и личности. Уважайте его право на независимость и личное мнение. Помните фрагмент из «Малыша и Карлсона», когда фрекен Бок презрительно говорит мальчику: «Какой же ты человек? Ты же еще маленький!» – на что Малыш резонно отвечает: «Я маленький человек!»

Саша – мальчик крепкий, упитанный, хорошего роста. Широкая спина загораживает сидящим сзади весь обзор, но пересадить даже за второй стол нельзя. Мама просила… Посмотреть на Сашу – неплохой мальчик, учится очень прилично, а по математике и другим техническим предметам – и вовсе хорошо. Он и теннисом занимается, и компьютер знает. Мама его – симпатичная дамочка, хороший врач-стоматолог. До седьмого класса она находила время, чтобы утром лично проводить сыночка до школьных дверей. Во все поездки и походы ходила вместе с ним, неся его рюкзачок и исхитряясь сунуть в пухлую ручку то булочку, то банан. Если Саша болел (а это случалось часто: то животик прихватит, то головка раскалывается), мама сама приходила к учителю, узнавала, что задали на дом. При необходимости она могла сходить к соседу-однокласснику, чтобы взять его тетрадь и посмотреть на сделанное в классе в Сашино отсутствие. Она тщательно следила за сыном и приходила разбираться в школу из-за каждой неудачной оценки, всегда находя причину, оправдывающую эту неудачу сыночка. А чтобы не рисковать, в дни самых ответственных контрольных и сочинений Саша «заболевал».

А в результате – не хотят общаться ребята с Сашей. Даже физику списать не просят. И в футбол играть не зовут. А Саша, прекрасно чувствуя сложившуюся вокруг него обстановку, тщетно заглядывает в глаза одноклассников, пытаясь завязать с ними дружбу. Да, тяжела участь «маменькиного сыночка»!

«Любимчик». В представлении детей это означает быть подхалимом и подлизой. Поговорите с таким ребенком, выясните, не пытается ли он путем угодничества зарабатывать хорошие оценки. Ведь будут ситуации, когда его знания придется кому-то оценить объективно!

Часто дети из этой категории входят еще в одну группу, презираемую одноклассниками, – группу «зубрил». Хоть ребята и понимают прекрасно, что в школу они ходят получать знания, почему-то тех, для кого кроме этого процесса ничего не существует, они не жалуют. «Зубрилами» обычно считают тех, кто ни за что не хочет делиться «знаниями» с остальными. Они не расстаются с книжечками даже на переменках, постоянно повторяя то, что уже сто раз выучили дома, на уроке они аккуратненько поднимают руку как раз в те моменты, когда класс замирает в полном недоумении. Но попробуй попроси у него списать домашнее задание! Как бы не так! Обольют холодным презрением, скажут: «Сам должен делать!» Просить у них быстро перестанут, но и по другим вопросам обращаться не будут. Так и придется им всю школьную жизнь общаться лишь с учебниками да с учителями, сердца которых тают от одного только вида примерных учеников.

Между «зубрилами» и «подлизами» тоже грань очень тонкая. Ведь школьники подчас отлично выученный урок расценивают как попытку понравиться «математичке» или «химозе». Но среди «подлиз» есть и особая группа. Это закоренелые троечники, которые нашли способ эти тройки получать без интеллектуальных затрат. Они представляют собой классических маленьких чичиковых, умеющих лебезить и прислуживать: они и доску лишний раз вытрут, и сумку учительскую до класса донесут, и шоколадку на стол подложат. И улыбаются они всегда так сладко, так умильно, что нормально воспитанному ребенку просто тошно делается. Дружить с «подлизой» не хочет никто.

Одноклассники опасливо сторонятся и тех, кого они считают «психованными». Это дети эмоционально неустойчивые, не умеющие владеть собой. Они либо начинают горько плакать тогда, когда по школьному этикету следует гордо задрать нос и показать, что «тебе до лампочки», либо в злобе швыряют книжки и тетрадки, а иные из них могут и легко послать куда подальше даже учителя, действия которого показались несправедливыми. Поскольку реакция такого «ненормального» непредсказуема, дети предпочитают не рисковать и в контакт не вступать. Вы ведь тоже постараетесь обойти стороной человека, чье поведение кажется вам странноватым.

Обычные классы обычных школ не принимают тех, кто принадлежит к другому социальному слою. Неважно, к какому. Одинаково неприятен и сынок «крутого» папаши, и дочка местных алкашей: одного будут презирать за «навороченный» мобильник и плеер, а другого – за неопрятность и поношенные вещи с чужого плеча.

В отдельную группу стоит выделить тех, кто оказывается временно отчужден с подачи учителя. К сожалению, такие случаи нередки. Зачитала Пелагея Никитична чье-то глупое сочинение в классе, снабдила его соответствующими комментариями – и вот уже все потешаются над незадачливым «автором». А ему-то каково? Бывает и по-другому.

…Лена читала с трех лет, в восемь выучила английский и немецкий, при проверке техники чтения демонстрировала не просто пулеметную быстроту, а выразительность и умение превратить текст в настоящий спектакль. «Вот так должны читать все!» – восторженно сказала однажды учительница, и от Лены одноклассники отвернулись, потому что «умная очень».

Тот ребенок, которого вы каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассникам не так, как вы себе это представляете. Вам он кажется коммуникабельным остряком и умницей. А кем считают его товарищи? Вдруг он уже попал в «черный список отверженных»? Как это определить?

Малыш был не принят сверстниками еще в детском саду, значит, велика вероятность того, что и класс его не примет.

Ваш ребенок вообще не хочет ходить в школу или выражает безразличие по этому поводу.

Он тревожный, замкнутый, а на его теле вы можете обнаружить синяки и следы от щипков.

Обычно разговорчивый в семье, он замолкает, когда речь заходит о классе и школьных товарищах.

У него может быть закадычный друг во дворе, моложе на два-три года, общение с которым доставляет ему колоссальную радость, так что на малейший зов друга он бежит сломя голову. Или его уличные приятели намного старше, и они вместе участвуют в сомнительных мероприятиях.

Ваш домашний телефон молчит. Никто из одноклассников не спрашивает заданий, не зовет гулять, не приглашает в гости. Ваш ребенок тоже не пользуется телефоном, даже тогда, когда это жизненно необходимо и грозит двойкой. Ему некому звонить, он не знает ни одного номера.

Если хотя бы два из названных признаков вы обнаружили в поведении собственного ребенка, то пора действовать.

Прежде всего выведите свое чадо на откровенный разговор, возможно, это будет не очень-то легким делом, но тут вы должны проявить и выдумку, и хитрость, и терпение. Обязательно сходите в школу. Чем более объективна информация, которой вы владеете, тем яснее план действий. Постарайтесь договориться о встрече с учителем в то время, когда уроки уже закончились: он будет свободен, а вас не увидят одноклассники. Не всегда обязательно ставить и собственного ребенка в известность об этом.

А если ваши худшие подозрения подтвердились? Вашим помощником может стать квалифицированный школьный психолог. Обратитесь за консультацией в психологический детский центр. Не пренебрегайте личными беседами с ребенком, вспомните какой-то случай из собственного детства, расскажите, как вам удалось преодолеть неприязнь других. Вы можете, конечно, сменить класс или школу, но гарантии, что там все пойдет гладко, вам никто не даст.

Однако лучше заранее предотвратить проблему, чем преодолевать ее героическими усилиями.

Результаты проведенного исследования по определению рейтинга основных человеческих качеств позволяют сделать вывод, что в сверстниках дети в первую очередь ценят качества эмоционально-личностного характера, такие как доброта, сердечность, искренность, чувствительность, веселость, уравновешенность, душевность. Обладателей этих качеств признает и полюбит любой здоровый коллектив. Заметим, правда, что в понимании детей сами эти слова имеют несколько не те значения, что в нашем, взрослом языке.

Итак, доброта в нашем с вами толковании – это очень абстрактное понятие. Например, если наши знакомые не дали нам вчера взаймы, нами это не будет расцениваться как жадность. Однако в понимании детей любая подобная мелочь непростительна и свидетельствует об отсутствии именно доброты.

Сердечность во взрослом понимании является составной частью душевности. Для детей сердечность – это умение сочувствовать всему живому, в том числе дворовым кошкам и собакам. А душевность в их понимании – это принятие других людей.

Искренность в понимании детей – это честность со всеми и во всем.

Особое внимание нужно обратить на качество «уравновешенность», или, как говорят сами дети, «спокойность».

На втором месте стоят морально-волевые качества. Это честность, справедливость, ответственность, отважность, решительность.

Честность в глазах школьника – это порядочность по отношению к кругу одноклассников (сказать неправду взрослому не считается зазорным).

Справедливость соответствует общему понятию и определяется детьми наиболее ясно и точно.

Ответственность подразумевает отношение скорее к учебе и в детских отношениях, как правило, не дифференцируется.

Отважность и решительность являются синонимами в детском толковании.

Старайтесь с малолетства привить любимому чаду эти качества, и тогда его будут любить не только родители.

В детском понимании от друга должно исходить тепло, потому что в первую очередь он обладает добротой. А доброта детям запоминается больше в мелочах. Приучайте ребенка находить в себе силы делиться всем, что в вашем понятии совершенно неделимо, и не говорите ему: «Не отдавай никому свой банан, а то ты до обеда останешься голодным». Дайте ему лучше лишний банан, пусть поделится. Или не давайте ничего. Положите в его пенал лишнюю ручку, объясните: «Вдруг кто-то забудет свою, ты ему поможешь». А если вы сами отправились с классом в театр или в зоопарк, старайтесь угостить конфетой или яблоком сначала друзей вашего ребенка, а уж потом его самого.

Научите вашего ребенка быть душевным – а это, как мы помним, в понимании детей выражается в добром отношении к одноклассникам. Расскажите ему о каждом из них что-нибудь хорошее, найдите в каждом какие-то достоинства, умейте оправдать недостатки. Не стоит сплетничать при ребенке и осуждать при нем его товарищей, учителей и знакомых. Вам будет неприятно услышать о своем сыне или дочке что-то плохое? Зачем же говорить это о других?

Научите ребенка сочувствовать чужому горю, не смеяться над неудачами других – и он станет сердечным. Не будьте равнодушны, подкормите вместе с ним дворовую собаку или синичку за окном, погладьте по головке чужого малыша, плачущего в песочнице. Пример взрослого всегда заразителен.

Веселость – это не признак легкомыслия, не заставляйте ваших детей быть слишком серьезными, пусть смеются, пусть хохочут, пусть учатся смотреть с юмором на мир! А для того чтобы развить этот дар, есть веселые стихи, смешные песни, забавные мультфильмы, детские анекдоты. Приучите вашего малыша видеть забавное в прогулке двух ворон на автобусной остановке или в игре котенка с улетающим осенним листком. Вокруг так много смешного!

Искренность (в нашем понимании – честность). Если вы хотите привить это качество, то должны демонстрировать его постоянно по отношению к объекту вашего воспитания. Да, всегда говорить «правду, и только правду» нелегко, зато приятно чувствовать себя свободным от лжи. Объясните это детям, расскажите, как легко запутаться в собственном вранье и оказаться в дурацком положении. Не бойтесь приводить примеры из своей жизни, это только укрепит ваш авторитет.

«Спокойность» (уравновешенность). Не дергайте ребенка по мелочам, не кричите на него, берегите его нервную систему, она так уязвима! Скинув на него свои отрицательные эмоции, вы успокаиваетесь. А ребенок, придя в школу, накопленные дома отрицательные заряды разряжает на других. Приучите его к спокойному, ровному тону в разговоре. Контролируйте свои эмоции, тогда малыш научится контролировать свои.

Даже если в этом нет особой необходимости, определите малыша в детский сад хотя бы в последний год перед школой. Дома он привыкает быть «солнцем», вокруг которого вертятся все планеты поменьше, нужно, чтобы он почувствовал себя равным среди равных, это снимет его эгоцентризм. А чтобы он научился «жить по правилам» (без чего не обойтись), позволяйте ему участвовать в таких детских играх, которые имеют четкие инструкции.

Каждый взрослый знает, как привить ребенку решительность, целеустремленность, чувство справедливости, силу воли. Только помните, что дети плохо дифференцируют эти понятия, а некоторые и вообще не понимают, о чем идет речь. Так что объясните это детям простым и ясным детским языком, на прозрачных примерах. А главное – наблюдайте за собственным чадом, прислушивайтесь, что говорят о нем учителя, соседи, друзья. Будьте объективны. И делайте выводы.

Успеваемость, желание учиться и, наконец, физическое здоровье наших детей зависят от того, насколько комфортно они себя чувствуют среди сверстников. Главное, чтобы ребенок шел в школу с легким сердцем. Помогайте ему, старайтесь понять, разделяйте его радости и беды. Пусть ваш любимец обретет чувство уверенности в себе!

Для подростков общение со сверстниками жизненно важно. В более раннем возрасте дети могут и дружить, и общаться только со старшими или младшими безболезненно для себя. А вот тинейджеры именно со сверстниками (а не с малышами и не с взрослыми!) формируют образ себя и мира, самооценку и опыт самостоятельных отношений между друзьями, влюбленными, коллегами по общему делу. С одногодками они учатся высказывать, доказывать, защищать или при необходимости пересматривать свою точку зрения. Они учатся говорить с людьми на «одном языке», соотносить себя с другими.

Поэтому, если вам кажется, что у подростка нет равных, комфортных для него, его устраивающих отношений со сверстниками, если его не принимают в тех компаниях, где он общается, постарайтесь разобраться, что и почему происходит, подумайте, чем можете помочь.

Конечно, подростки — народ ершистый и отстаивающий свою независимость и самостоятельность, поэтому от родителей в таких ситуациях потребуется особая деликатность.

Чаще всего отношения у подростков не складываются в следующих случаях.

Новичок в сложившемся коллективе

Типичный случай — подросток переходит в новую школу. Здесь взрослые могли бы помочь ему организовать какие-то мероприятия для всего класса (поездки, экскурсии, вечеринки, клуб по интересам и т.п.), где ребята смогли бы в неформальной обстановке познакомиться с ним, узнать о его интересах и сильных сторонах.

Белая ворона

Подросток не умеет делать то, что ценно в группе сверстников (не имеет того, что у них есть). Вообще, тинейджеров постоянно «передувает»: то им важно быть как все, то надо выделяться любой ценой. Особенно ярко этот маятник проявляется лет в 13-14. Те, что помладше, стремятся именно к «стайности», а ребята постарше уже умеют находить и проявлять собственную индивидуальность.

Взрослым важно помнить: чтобы быть «особенным», ребенку надо, во-первых, получить достаточно опыта «одинаковости» (и это «достаточно» у каждого мальчишки и девчонки свое). А во-вторых, найти, в чем именно ты можешь выделяться. И не путать одно с другим, конечно. И именно в последнем помощь и подсказки взрослых неоценимы.

Поговорите с ребенком о том, в чем он хотел бы походить на сверстников — только помните, что морализаторство тут не поможет. Важно, чтобы подросток был уверен, вы его и правда слушаете и слышите, не навязываете свою точку зрения, а готовы обсуждать его возможности вписаться в коллектив. Подскажите, в чем вы видите его уникальность, его отличительные качества, таланты, способности: подростку важно понимать, каким его замечают окружающие.

Инаковость

Подросток действительно слишком отличается от того круга, в который попал. Здесь нужно иметь в виду, что во взрослой жизни человеку крайне важно уметь находить общий язык с представителями разных слоев общества, разных культур, разных интересов. Быть уважительным и толерантным — сегодня эти качества ценятся и в личных отношениях, и в бизнесе все выше. Поэтому, каким бы ни было окружение вашего чада, помогите ему найти точки соприкосновения.

Однако это вовсе не значит, что он должен стать «как они» абсолютно во всем, не стоит бросаться в крайности. Более того, если вы действительно понимаете, что ваш подросток «не вписывается» именно потому, что слишком иной для данного коллектива, надо помочь ему найти тот круг общения, где он сможет стать своим. Сегодня с развитием онлайн-общения это сделать гораздо проще: тинейджеру уже не так сложно найти друзей в различных областях знаний, интересов, увлечений в любой точке мира.

Чего родителям точно не нужно делать, так это пытаться во всем винить сверстников, не желающих принимать их дочку или сына. Дескать, мой не такой, как они (слишком умный, слишком красивая, у него/нее другие интересы и т.п.), вот они и завидуют! И не принимают.

Возможно, зависть действительно имеется. Но поддерживать изоляцию не стоит. Лучше задуматься, где и как подросток может найти компанию «умных» или «успешных», равных себе, чтобы общаться именно с ними. Или прикинуть, что заставляет его избегать равных и «выделяться» на фоне чужой неуспешности. В этом случае речь, скорее всего, о низкой самооценке, которую важно вернуть к нормальному уровню.

Почему некоторых детей не принимает коллектив? Казалось бы, такой общительный дома - и вдруг такой одинокий в школе. Но тот ребенок, которого каждое утро кормите завтраком, а вечером целуете перед сном, может восприниматься одноклассниками совсем не так, как вы себе это представляете...

Вопрос в конверте: «В этом году Петя пошел в школу. Как он радовался, когда первого сентября нес букет, как взахлеб первую неделю рассказывал обо всем подряд, что случилось в школе. А потом моего мальчика словно подменили. Петя стал замкнутым, угрюмым, необщительным.

Я не выдержала, пошла к учительнице и с ужасом узнала, что с Петей никто в классе не дружит. Я в шоке и недоумении - как такое могло произойти и что предпринять, чтобы ситуация наладилась?»

Марина, Краснодар

Лидер-наблюдатель-изгой

Давно и не без оснований психологами подмечено, что любой коллектив недалек по своей сущности от звериной стаи. Только формирование ее идет у животных на инстинктивном уровне, а человек создает коллектив вполне осознанно, но законы дикого мира здесь те же. Так, в стае-коллективе должен быть лидер - это человек, который цементирует коллектив, ведет за собой, ставит цели, вырабатывает «генеральную линию». Исполняют его волю, подчиняются наблюдатели, или исполнители, те, кого принято называть «массой». Но не менее важен в коллективе еще один персонаж. Это изгой. Даже больше, чем авторитет лидера, коллектив сплачивает ненависть к нему.

Лишние дети

Лидера в школьном коллективе, как и в звериной стае, распознать легко. Это самый сильный, самый беспощадный, самый грубый, самый нахальный, самый бойкий ребенок. Тот, кого все боятся. А вот роль изгоя не так однозначна. «Белой вороной» в классе становится тот, кто не соответствует заданным лидером стандартам. По логике взрослых, лишним должен стать тот, кто обладает какими-то отрицательными качествами - трусостью, подлостью. Однако вспомните замеча-тельный фильм Ролана Быкова «Чучело». Там изгоем стала добрая, милая, ранимая Лена Бессольцева. Просто потому, что была другой, не такой, как все.

Против кого дружим?

Не таким, как все, можно стать по разным причинам. Психологи выделяют несколько групп детей, против которых, как правило, настроено большинство в классе.

Дети с необычной внешностью. Хромота, заметные шрамы, косоглазие, толщина. Если у вашего ребенка есть физический недостаток, то нужно быть готовым к тому, что он станет изгоем.

Тихие и слабые. Они не могут дать отпор, не умеют или стесняются ругаться, обзываться, поэтому становятся легкой мишенью лидера, а вслед за ним - всего класса. За счет слабого происходит самоутверждение других детей.

«Непопулярные». Это дети, которые плохо осведомлены о жизни коллектива, не участвуют в его делах - часто пропускающие занятия по болезни, неуспешные в учебе, спорте, неловкие, «тюфяки» и «рохли». К сожалению, часто к непопулярным детям относятся ребята из малообеспеченных семей.

Зубрилы и подлизы. Это не просто те, кто хорошо учится и искренне любит учителя. Это те, кто ради оценки в дневнике дни и ночи напролет просиживают над ненавистным учебником, первые тянут руку, готовы ответить на любой вопрос. Это те, кто донесет учителю сумку до подъезда, сунет шоколадку, заглянет в глаза. Их не просто не любят. Их ненавидят.

Остаться в живых

Если вы выяснили, что ваш ребенок непопулярен, что его не принял коллектив, обижают и обзывают одноклассники, нужно принять меры. Советует краснодарский психолог Мария Степовая:

Поговорите с учителем, выясните причину нелюбви к вашему чаду, но не кидайтесь наказывать обидчиков - будет только хуже: от бойкотов и оскорблений класс может перейти к побоям.

Отдайте ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию - это поможет ему завоевать уважение в коллективе, придаст уверенности в себе.

Научите ребенка воспринимать нападки одноклассников с юмором, реагировать на них нестандартно, обращать оскорбления в шутку. Обидчик всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию: слезы, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Не удерживайте ребенка рядом с собой, отпускайте погулять с друзьями, не приходите встречать к школе, не твердите поминутно- взял ли он носовой платок, надел ли шапку, не ушибся ли. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы, поощряйте общение ребенка с ними, не ругайте, если он дает списывать.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой.

Если же все зашло слишком далеко - ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс или даже в другую школу.

Наш эксперт - детский психолог Ирина Петрова.

Пока другие дети в саду увлечённо играют друг с другом, ваше чадо одиноко сидит в уголке. А на вопрос: «Почему ты не играешь с другими детишками?» - грустно отвечает: «Никто не хочет со мной водиться». Ваше родительское сердце кровью обливается. Но как конкретно помочь ребёнку? Ведь насильно мил не будешь…

Битва за популярность

Многие мамы и папы, будучи не в силах наблюдать за страданиями ребёнка, пытаются отыскать простое средство, как помочь в беде. Например, покупают игрушки и сладости и советуют дарить их ребятам из группы. Подарки, конечно же, с радостью разбираются, но, увы, за них живой интерес к себе надолго не купишь. Покупать своему ребёнку самую дорогую и модную одежду или крутые гаджеты - тоже не вариант. Конечно, навороченный малыш не останется незамеченным, но вряд ли это поможет ему вызвать симпатию у других ребят. Возможно, с ним будут общаться только из корыстных соображений (в обмен на разрешение «другу» поиграть в его смартфон). Впрочем, в большинстве садов не разрешается приносить из дома игрушки. Так что лучше искать другие пути решения.

Поиск свидетелей

Переводить ребёнка в другой сад или группу только потому, что в этом коллективе у него не сложились отношения, бессмысленно. Но если с малышом не просто не хотят дружить, но ещё и обижают, а то и бьют - это совсем другое дело. Такие конфликты оставлять без внимания нельзя, надо разбираться с зачинщиками травли (и их родителями), привлекая к обсуждению воспитателей и заведующую.

Кстати, поговорить с воспитателем нужно, даже если ребёнка никто и не обижает, а лишь игнорируют. Ведь человеку, который весь день проводит с детьми и наблюдает взаимоотношения в коллективе, лучше видно, в чём может быть причина. К сожалению, в этой беседе может открыться нелицеприятная правда о собственном чаде. Например, выяснится, что он дерётся, дразнится или отнимает игрушки, поэтому с ним никто и не играет. В этом случае, конечно, родителям придётся прибегнуть к воспитательным мерам и объяснить чаду правила поведения в коллективе.

Поддержка вместо жалости

Если ваш ребёнок ведёт себя идеально и тем не менее с ним не дружат, удержитесь от соблазна слишком сильно жалеть любимое чадо. Иначе вы только усилите тревогу и стресс и даже подорвёте его самооценку. Но при этом обязательно окажите поддержку малышу. Скажите, что он у вас замечательный, что очень его любите. И непременно сделайте акцент на том, что, даже если сейчас отношения с ребятами у него не клеятся, это поправимо и вскоре всё изменится. В доказательство можете привести свой собственный детский опыт (если такового нет - просто выдумайте его). Ни в коем случае не упрекайте ребёнка в застенчивости, не вешайте ярлыки, называя его тихоней, - это может сильно поколебать его будущую уверенность в себе. Наоборот, покажите, что, несмотря на то, что вы разделяете его беспокойство, вы нисколько не сомневаетесь в том, что он достоин дружбы и что друзья у него непременно найдутся. Только надо для этого постараться. И старайтесь вместе.

Учите дружить

Конечно же, заставить хорошо относиться к вашему ребёнку невозможно. Ни уговорами, ни тем более угрозами. Только добром. Поэтому ни в коем случае не обвиняйте тех детей, которые игнорируют вашего ребёнка. Не называйте их глупыми, завистливыми, слишком маленькими и т.д. Подойдите к делу конструктивно.

Например, вы можете испечь домашнее печенье в виде героев мультиков или просто забавных персонажей и предложить ребёнку принести угощенье в сад. Ребята наверняка оценят такой креатив. Также можно устроить детский праздник у себя дома. Пусть ваш сын или дочь пригласит нескольких ребят или даже всю группу, а вы придумаете, чем интересным можно занять компанию, - такое времяпрепровождение здорово объединяет. Тяжеловато? Вариант проще: созвонитесь с парочкой родителей из вашего сада и предложите им погулять с детьми в выходные на площадке. Или же сходить в театр, кафе, зоопарк.

А ещё вы можете научить чадо каким-то интересным играм, которые обязательно привлекут внимание других детей в саду. Это отлично помогает повысить авторитет ребёнка. И попросите воспитателя в саду чаще привлекать вашего ребёнка к участию в командных играх и театральных постановках.

Ну а если отношения в саду совсем не клеятся, запишите ребёнка в кружок, на секцию. Но важно, чтобы он занимался тем, что ему интересно. Это повысит его шансы на встречу с единомышленниками. Может быть, настоящая дружба ждёт его именно там!

Часто истоки неуверенности в себе у детей идут от отношения к ним родителей. Страшны обе крайности – как гиперопека, так и невнимание. У мам-наседок часто вырастают неприспособленные к самостоятельным действиям, крайне пассивные дети, которым очень трудно социализироваться. А у равнодушных родителей – пугливые, неуверенные в себе чада, избегающие контактов.