Башкирская кукла своими руками. Конспект образовательной деятельности «Башкирская кукла-оберег

Елена Жевлакова

В своей презентации Я Вам покажу мастер класс ,по изготовлению национальной каркасной куклы ,которая знакомит детей с национальной башкирской игрой .

Для работы Вам понадобится :

Кабель ВВГ 3 ;-Ткань для жилета,брюк,рубашки ;-Детский носочек (для изготовления тюбетейки ) ;-Нитки;-Иголка;-Ножницы;-Паралон;-Заготовки из пенопласта для изготовления головы ;-Тесьма;-Пластичная масса для лепки ног и рук куклы ;-Маркер для нарисовки лица;-Эластичная ткань телесного цвета для обтягивания головы;-Мех (для имитации волос куклы ) ;-Клеевой пистолет;-Ветка дерева с сучком,для изготовления бревна ;-Деревянная подставка;-Саморезы;-Ножовка;

1. Лепим из солёного теста ножку для нашей куклы и даём ей высохнуть .

2. из проволоки изготавливаем каркас для куклы ,где чёрного цвета-туловище и руки.

3. Используя каркас , краим из ткани рубашку и брюки .

4. Прошиваем, выворачиваем изделие и одеваем на каркас .

5. Подкладываем ткань для придания объёма груди. Примеряем рубаху.

6. Пристрочив тесьму с орнаментом по низу изделия.

7. Раскраиваем жилет.

8. Примеряем на каркас куклы жилет

9. Берём две половинки-заготовки шара из пенопласта.

10. Зачищаем проволоку и втыкаем посередине в половинки (заготовки головы. Далее приклеиваем их термопистолетом.


11. Обшиваем эластичной тканью телесного цвета нашу голову. На макушке собираем в пучок ткань и стягиваем оставив на макушке 1 сантиметр.


12. На уровне соединения заготовок наносим клей.

13. Приклеиваем полосу меха. Это будут волосы для нашей будущей куклы .


14. Макушку головы оставляем открытой.


15. Отрезаем носик детского носочка- это будущая тюбетейка.


16. Примеряем основание головного убора изготовленного из поролона .


17. Сделав в поролоне отверстие- одеваем его на макушку головы,примеряем будущую тюбетейку



18.*Отмеряем тесьму, выбрав её по цвету. *Пришиваем тесьму к головному убору


19. Закрепляем заготовку из поролона продев в отверстие пучок обшивки головы. Тюбетейка готова!


20. Подстригаем мех, имитируя мужскую стрижку. Закрепляем тюбетейку на голове,прихватив её в нескольких местах нитками.


21. Лепим руки для куклы .


22. Закрепляем на талии брюки.

23. При помощи пистолета крепим руки и первую заготовку ноги.


24. Прикрепив заготовку ноги к проволочному каркасу , обматываем полосой из ткани для лучшего крепления.

25. Выпиливаем заготовку бревна, закрепив её саморезами на подставке.


26. Дополнительно приклеив проволоку к ветке «бревна» и обматываем её тканью с клеем. Закрепляем опорную «ногу» на бревне.

27. Вылепляем стопу опорной ноги. Кукла готова !


Публикации по теме:

Следующая моя народная тряпичная кукла – это Колокольчик. Выбор стал не случайным. Вот уже почти 30 лет работаю в одном и том же детском.

Данная работа проведена в рамках недельного исследовательско - игрового проекта "Капелька" во второй младшей группе. Воспитание любви.

Добрый день, уважаемые коллеги! Очень признательна вам за тёплые отзывы о моих куклах и сегодня хочу представить вашему вниманию мастер-класс,.

В современном мире все больше возрастает интерес к народным ремеслам. Желание современного человека знать, какой же была народная игрушка,.

Если у вас или ваших знакомых росла маленькая девочка-непоседа, то, наверняка, в доме осталась масса поломанных куколок, которых давно.

Цель: Формировать ценностное отношение к рукотворному миру.

Задачи: стимулировать инициативу и творческий подход к изготовлению и украшению бумажной куклы, воспитывать эстетический вкус. Обучить понимать закономерности сочетания форм, света и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения, приобщить детей к башкирскому народному творчеству, закрепить знания о национальностях, продолжать знакомить с башкирским фольклором, продолжать знакомить детей с исполнением башкирских народных песен, совершенствовать умение правильно пользоваться клеем, ножницами.

Материал: макет башкирского жилища, образцы национальной одежды, куклы в национальных костюмах, разноцветные листы бумаги (красный, зеленый, черный, белый), клей, материалы для украшений: тесьма, фольга, конфетти, гофрированная бумага.

Активизация словаря: тряпичная кукла, кукла-оберег, оберег, мастера-умельцы.

Дети входят в оформленный зал. Куклы разных видов (тряпичные, в русском костюме, в башкирском костюме, пластмассовые).

Педагог: Здравствуйте дети! Вы пришли в музей игрушек, а именно, музей кукол. Сегодня мы с вами узнаем, как появилась кукла, история ее возникновения.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.

В давние времена были тряпичные, деревянные, бумажные, соломенные куклы. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такие куклы назывались куклы – обереги.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.

Скажите ребята, как вы думаете, у кукол всегда была одежда? Дети: Да.

Педагог: Правильно, у кукол всегда была одежда. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья радости. Изобретали и одевали кукол мастера-умельцы.

Как вы думаете, какими качествами должны обладать мастера-умельцы, чтобы сделать красивую, народную куклу? Дети: Они должны быть старательными, усидчивыми, внимательными, уметь выдумывать и фантазировать, быть добрыми.

Педагог: Вот, вы сказали «добрыми». А разве обязательно быть добрым, чтоб получилась хорошая игрушка, кукла? Дети: Да, если человек будет не добрым, то его изделие, которую он будет выполнять не получится красивой, нежной, она наверное будет грубой и неудобной. И детям будет неинтересно играть с такой игрушкой.

Педагог: Молодцы ребята! Правильно рассуждаете. Вот посмотрите, какие куклы у нас в музее, обратите внимание на их одежду, какой у них наряд.

Скажите, наши национальные костюмы вы знаете? Дети: Башкирские, татарские, русские, марийские, чувашские.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о башкирском национальном костюме.

Вот смотрите, перед вами кукла, одета в платье. Посмотрите внимательно и скажите, что входит в башкирский национальный костюм? Дети: Головной убор, рубашка, платье, распашной кафтан (елэн), сапожки, кожаные ботинки.

Педагог: Правильно! А из чего состоит башкирский мужской национальный костюм? Дети: Головной убор, или тюбетейка, рубаха, штаны, камзол.

Педагог: А вы знаете, из каких цветов тканей использовали для изготовления башкирских национальных костюмов? Дети: Нет.

Педагог: Молодые девушки любили красивый цвет, пожилые женщины и мужчины носили зеленые платья и рубашки.

Педагог: Сегодня мы будем делать куклу в башкирском национальном костюме.

Но сначала давайте поиграем

Физкультминутка Башкирская игра «Ловкий джигит».

Педагог: А вы любите играть в куклы? И в давние времена дети любили играть в куклы. Правда, раньше не было у них таких красивых фабричных кукол. Пока дети были маленькими, кукол для них делали родители; когда они подрастали, сами мастерили себе кукол из разных материалов: дерева, соломы, ткани, но всегда украшали характерными для своего народа элементами. А из чего мы можем сделать куклу? Дети: Из бумаги.

Педагог: Правильно. Нам понадобятся листы бумаги красного, зеленого, черного и белого цвета. С Чего мы начнем работу? Дети: Сначала подготовим бумагу для работы. Сомнем несколько раз листы, чтобы они стали совсем мягкими (выполняют).

Педагог: Правильно, а после того как бумага станет мягкой, что нужно сделать?

(Во время занятия звучит башкирская мелодия). Дети: Белую бумагу поделить на две части.

Педагог: Правильно, мы сделаем из них голову и шею кукол. Из одной части листа скатаем плотный шарик, вторую обернем вокруг шарика и закрутим снизу. Получим голову и шею. Девочки, возьмите, пожалуйста, красный лист бумаги, а вы, мальчики, зеленый! Девочки будут делать платья для своих кукол, а мальчики – рубашки для своих. Сворачиваем листы бумаги по диагонали, отрываем верхний и нижний угол по дуге, склеиваем так, чтобы получился конус. Оставшаяся бумага нам понадобится для изготовления рукавов. Из небольших прямоугольников, одинаковых по размеру, склеим трубочки – это рукава платья и рубашек.

Девочкам для изготовления ног куклы нужно взять листы черной бумаги, аккуратно оторвать две неширокие полоски и скрутить их веревочкой.

Мальчики для своих кукол сделают брюки. Возьмите листы черной бумаги, разделите их на две части и сверните трубочкой. Основные детали готовы! Что теперь надо сделать? Дети: Соединить!

Педагог: Верно, голову вставим в маленькое отверстие платья или рубашки, по бокам приклеиваем рукава, внизу – ноги или штаны. Куклы получились замечательные! Чтобы их одежда была похожа на башкирский национальный костюм, надо украсить его характерными элементами. Чем башкиры украшали женский костюм? Дети: Тесьмой, разноцветной вышивкой из бисера, кораллов, жемчуга, а еще серебряными монетами.

Педагог: А мужской костюм? Дети: Рубахи расшивали красным шелком, тюбетейки украшали вышивкой, на елэнах и камзолах делали аппликации из ткани и кожи.

Педагог: Что еще кроме костюма башкиры украшали аппликацией? Дети: Юрту, свое жилище. Прежде чем украшать кукол, предлагаю отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Юрта» (играют.) Теперь приступим к украшению костюмов кукол. Нам понадобится красивая тесьма подходящей цветовой гаммы, гофрированная бумага, конфетти, фольга и т.д. Далее анализ занятия.

Название: Конспект образовательной деятельности «Башкирская кукла-оберег»
Номинация: Конспекты занятий, НОД / краеведение


Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад № 219
Месторасположение: город Уфа

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Кукла в башкирском национальном костюме»

Есть мнение: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Современный человек является носителем народной культуры, переданной нам нашими предками. Знакомство с национальной культурой родного края, является одним из важнейших компонентов социализации обучающихся. Творческая проектная деятельность, это один из продуктивных методов для осуществления восприятия обучающимися младшего школьного возраста информации о национальной культуре и истории родного края. Так же в процессе творческой деятельности развивается чувство эстетического вкуса, духовной культуры, прививается бережное отношение к природе и любовь труду.

Воспитание в подрастающем поколении уважения к духовной культуре своего народа, к его истории, бережного отношения к национальным традициям актуально и в современном стремительно развивающемся мире.

Тип проекта: культурно-просветительский

Цель проекта: побудить интерес обучающихся к башкирской народной культуре.

Задачи проекта: знакомство с национальной культурой Республики Башкортостан, его традициями, с историей башкирского национального костюма и его элементами; изучение истории происхождения кукол; изготовление куклы в башкирском национальном костюме; привитие любви к национальной культуре края; развитие эстетического вкуса, духовной культуры, изобретательности, творческого мышления, природе и труду; воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям ; социализация обучающихся в обществе.

Исполнители: учитель Мухамадеева Динара Рафаиловна и рабочая группа, состоящая из учениц первого класса.

Сроки реализации проекта: октябрь 2017г. – декабрь 2017г.

Место реализации проекта: ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат

Целевая группа: группа из шести учениц 1 класса 7-8 лет

Партнеры : учитель башкирского языка и литературы Арсланова Г.А., Шафрановская сельская библиотека .

Степень реализации проекта: завершение проекта

Подготови-

тельный

1. Определение темы творческого проекта.

Тема творческого проекта: «Кукла в национальном башкирском костюме».

2. Обоснование выбора именно этой темы творческой работы.

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Основными функциями игр в младшем школьном возрасте является: обучение способам ориентации в конкретной игровой ситуации; развитие основных психических новообразований; формирование навыков самоконтроля и оценки своих действий; формирование адекватных взаимоотношений в коллективе одноклассников и механизмов освоения социальных ролей. Ученицы, участвующие в реализации данного проекта в возрасте 7-8 лет. Находясь в спальном корпусе интерната, и имея свободное время, они любят играть в «Дочки-матери». По определенным причинам не у всех девочек есть куклы для участия в этой игре. Поэтому, являясь классным руководителем данных обучающихся, я решила организовать творческую проектную деятельность, продуктом которой будет создание авторских кукол. К тому же мною было вынесено на обсуждение предложения о создании авторских кукол с национальным башкирским колоритом. Группа мое предложение восприняла с одобрением.

3.Составление плана творческой работы.

Составление плана заняло два занятия, так как для учащихся данный вид деятельности был новым.

4. Определение возможных материальных затрат в ходе изготовления творческой работы.

В ходе занятий совместно с учащимися мы определили какие материальные затраты можем понести в процессе изготовления авторской куклы.

Планиро-

вания

1. Собор и обработка необходимой для реализации работы информации по литературным и другим источникам.

Так как учащиеся на момент начала работы над проектом не умели читать, мною была подготовлена интересная информация о, истории возникновения в нашей жизни игрушек, в частности кукол. В процессе подготовки данной информации, стала привлекать к поиску ее в сети Интернет, учащихся основываясь на имеющихся у них навыках работы на компьютере. Дети искали модели кукол, которые можно изготовить своими руками из подручных материалов и с минимальной помощью взрослых.

Познакомить более подробно участников проекта с историей и культурой родного края-Республики Башкортостан мною была приглашена учитель вышей категории по башкирскому языку и литературе Арсланова Г.А. Галима Ахмадеевна очень красочно рассказала о быте и традициях башкирского народа. Особое внимание уделила национальным башкирским костюмам. Рассказ учителя сопровождался презентацией, показами ярких иллюстраций из книг. Далее Галима Ахмадеевна познакомила детей с видами орнамента, наносимыми на одежду и бытовую утварь башкирами. Организовала игру «Собери башкирский орнамент». В заключении учитель попросила учащихся сделать вывод о том, как надо относится к истории и культуре родного края, что нужно сделать для того чтобы наши потомки знали ее и чтили.

Группа посетила Шафрановскую сельскую библиотеку в поисках информации об истории башкирского костюма. В основном искали иллюстрации с изображениями башкирских национальных костюмов.
2. Изучение технологии изготовления задуманного объекта, проведение расчетов, замеров, решение необходимых задач.

Группа изучила технологии изготовления кукол. Выбрали подходящую модель заготовки для создания образа куклы в национальном башкирском наряде. Подготовили шаблоны для основы создания одежды кукол.
3.Подготовка необходимых качественных материалов, безопасного оборудования и инструментов, рабочих мест.

Подготовили необходимые материалы и инструменты для создания куклы
4. Определение способов представления результатов.

Рабочая группа единогласно решила организовать выставку кукол.

5. Установка критериев оценки конечного результата и процесса работы.

Установили критерии оценки готовых работ: точность исполнения, аккуратность, соблюдение национального стиля, креативность.
6. Распределение задач и обязанности между учащимися группы.

Учащиеся распределили обязанности между участниками группы.

Техноло-

гический

1. Проведение самой практической работы по изготовлению изделия.

Дети с увлечением создавали образы своих авторских кукол. Все получили массу положительных эмоций.
2. Контроль за соблюдением правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

Мною был осуществлен контроль, за соблюдением правил техники безопасности на протяжении всего творческого процесса.

Заключи-тельный

1. Оформление результатов.

Готовые работы оформили в выставку с национальным башкирским колоритом.

2. Формулирование выводов.

По завершении работы участники творческой группы сделали вывод о необходимости знания истории и культуры своего родного края. Что это очень интересно и увлекательно. Созданная ими своими руками кукла для них намного любимей и ценнее, чем купленная в магазине.

3 . Рефлексия.

Дети дали оценку своим работам. Рассказали о своих эмоциях, которые они испытывали в процессе работы. Какие чувства они испытали, когда увидели готовый результат своего труда. Для детей была очень важна оценка, которую дали их работам другие обучающиеся интерната и родители.

Целью проекта было побудить интерес обучающихся к башкирской народной культуре. Мне как учителю начальных классов в процессе реализации проекта хотелось показать детям, что изучать историю родного края это не скучно, а очень интересно и увлекательно.

В учебном процессе осуществляемом нашим образовательным учреждением используется региональный компонент. Региональному компоненту уделяется внимание на всех уроках. Но в связи с большим объемом учебного материала, который необходимо преподнести обучающимся во время урока на это остаётся не так много времени как хотелось бы. Поэтому выходом из сложившейся ситуации может стать внедрение регионального компонента во внеурочную деятельность, посредством научных, исследовательских, творческих проектов.

В процессе выполнения данной работы, обучающиеся впервые столкнулись с методом проектов. Метод оказался для детей новым и интересным. Больше всего участникам группы понравился практический процесс изготовления кукол. Связано это с возрастом обучающихся, так как в младшем школьном возрасте игровая деятельность преобладает над учебной.

Так же одним из важных результатов выполнения данного творческого проекта я вижу в том, что дети выразили желание поучаствовать в других проектах, даже стали предлагать темы.

Планирую в дальнейшей своей профессиональной деятельности использовать данный метод, так как, по моему мнению, для обучающихся он продуктивен и интересен. Метод проектов учит искать информацию, анализировать, систематизировать, делать выводы.

ирина курка

Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город. Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств : любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей . Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах . По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых , подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм .

Используемые материалы :

Пластиковая бутылка -1 литр,

Синтепон,

Ткань : бардовый и красный атлас, белый капрон,

Пряжа черного или коричневого цвета,

Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,

Эскиз костюма .

Описание работы :

Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма .

Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.

Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.

Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.


Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.

Расчерчиваем прямоугольник где ширина : обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов, горловина : обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.


По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.


Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.

Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками


Выворачиваем, получается как платье.

Надеваем его на куклу .


Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.


Сшив все детали, примеряем на куклу .

Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.

Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.


Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.

Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.


Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма .


В нашем городе живут люди разных национальностей : казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.


Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей . Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс , прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.

Спасибо за внимание!

Еще один вариант оформления календаря народной куклы для мини музея. Это не цельный коврик, а отдельные блоки, которые можно собрать в зависимости от вашего желания и задач в любом порядке и количестве: одиночная кукла, сезонный блок (3 куклы) или годовой календарь (12 кукол).

Каждая кукла помещается на свой коврик, выполненный в технике лоскутного шитья. Цвета тканей для ковриков подбираются в зависимости от сезона. Для зимы – сине-голубая гамма, для весны – зеленые цвета, для лета – красные и цветочные мотивы, для осени охра и желто-бардовые оттенки.

С изнаночной стороны к каждому коврику пришита кулиска. В нее вставляем палочку для предания жесткости конструкции. Через эту же кулиску пропущена круговая веревочка для подвеса. Если собирать сезонный блок из трех ковриков, то все три можно собрать на одну длинную палочку, а к концам привязать веревочку для подвеса.

Куклы крепятся к коврикам на английские булавки, так что при желании для одиночного экспонирования можно сшить всего четыре коврика – по временам года. А затем вывешивать один коврик – и менять на нем кукол. Это особенно актуально для весенних, осенних, зимних кукол. Ведь календарных кукол этих сезонов больше, чем три. Да и «пограничные» куклы – Масленица, Семик и Семечиха и др. – могут «перейти» в каком-то году в другой сезон.

Календарь народной куклы. Зима.

Коврики-панно выполнены в голубых и синих тонах. Также использована и однотонная белая ткань. В зимнем блоке мы представляем следующих кукол: Спиридон-солнцеворот (декабрь), Коза (январь), Масленица (февраль)

Подробнее узнать об этих и других зимних календарных куклах вы можете в статье

Спиридон-солнцеворот. Связан с таким астрономическим явлением, как зимний солнцеворот.

Коза. Календарная народная кукла. Коза – участница рождественских колядок и игр.

Масленица. Календарная народная кукла. Кукла проводов зимы и встречи весны.

Календарь народной куклы. Весна.

В ковриках использованы ткани зеленых оттенков. В весеннем блоке представлены куклы: Веснянка (март), Пасха (апрель), Семик и Семчиха (май)

Подробнее узнать об этих и других весенних календарных куклах вы можете в статье

Веснянка. Календарная народная кукла. Кукла-закличка весны. Делалась в первых числах марта.

Пасха. Календарная народная кукла. Связана с празднованием церковного праздника Пасхи.

Семик и Семчиха. Народная календарная кукла. Изготавливалась перед Троицей на Зеленые Святки.

Календарь народной куклы. Лето.

Коврики-основы выполнены в насыщенных красных тонах или из тканей с цветочными принтами. В летнем блоке календарных народных кукол мы представляем следующих кукол: Купавка (июнь), Покосница (июль), Кубышка-травница (август).

Купавка. Календарная народная кукла. Связана с праздником летнего солнцестояния Ивана Купало.

Покосница. Календарная народная кукла. Связана с такими полевыми работами, как покос травы и заготовка сена.

Кубышка-травница. Календарная народная кукла. Это аромакукла, которую набивали травами и помещали в избе для свежего запаха.

Календарь народной куклы. Осень.