Ребенок грызет ручки что делать. А я читала, что карандаши грызут творческие личности

Причина первая: грызет, чтобы сосредоточиться.

Так делают и многие взрослые, только проявления у них менее заметны: старательные работники чаще лишь посасывают кончик ручки или закусывают нижнюю губу. Наверняка именно эта причина побуждает маленького грызуна точить карандаши зубами, если он в целом является спокойным ребенком, ответственно относится к учебе и отличается хорошей успеваемостью. В школу ходит, может, и не с великим удовольствием, но без страха, а пожевывать карандаш продолжает и дома - при выполнении домашнего задания, например. У таких детей привычка грызть ручки выражена не особенно явно - да, кончики письменных принадлежностей слегка исцарапаны и смяты зубами, но не прокусаны до дыр. Если уберете ручку, ребенок, сосредоточившись, начнет покусывать губы или внутреннюю сторону щек. В том случае, когда привычка все-таки раздражает, стоит просто заменить обычные ручки или карандаши такими, которые неудобно или «неинтересно» кусать - из твердого пластика или металла, с резинками или перышками на конце.

Причина вторая: грызет, потому что нервничает.

Такое происходит, когда посещение учебного заведения является для ребенка сильным стрессом - он волнуется, что не справится с задачей, боится, что его будут ругать, переживает, что не понимает темы занятия. Ручки он прогрызает буквально до дыр. Другие признаки, которые указывают именно на эту причину, - общая возбудимость, проблемы с концентрацией внимания, поведением и успеваемостью. Если при выполнении домашнего задания атмосфера вокруг спокойная и доброжелательная, желания тянуть в рот посторонние предметы у ребенка не возникает, а вот в случае лишения возможности грызть ручку в моменты нервного напряжения привычка трансформируется в обкусывание ногтей или других, еще менее подходящих предметов (пеналов и учебников, например). Если запретить и это, существует большая вероятность развития неврозов и тиков. Поэтому единственный правильный вариант действий в подобном случае - обращение к специалисту - неврологу, детскому психологу или педагогу, предмет которого ребенку непонятен.

Причина третья: грызет, потому что скучает.

С таким же успехом может рисовать на полях тетрадки, считать ворон за окном или ковырять в носу, - нужно же чем-то заниматься, пока Мариванна перечисляет 25 признаков осени. В этом случае ребенок не прекращает грызть что попало и в моменты, не связанные с учебой, - перед телевизором, например. Отучать можно, не опасаясь последствий, главное, делать это мягко - без крика и домашнего насилия. С особо впечатлительными хорошо провести беседу, рассказав, где могла побывать ручка до того, как ребенок засунул ее в рот, описав последствия и продемонстрировав фотографии гельминтов. Более толстокожим стоит намазать кончики ручек и карандашей специальным горьким лаком (его используют и в том случае, если ребенок грызет ногти). Можно приобрести ручку, которую будет жалко грызть, - из красивого пластика или с любимым мультгероем.

Часто ребенок даже не осознает, что тянет что-то в рот. Стоит лишь сконцентрировать его внимание, как он сам избавится от «некрасивой» привычки: привяжите или приклейте на кончик ручки что-то непривычное - кусочек ленточки, вату, бумагу. При попадании в рот они будут оказывать на «грызуна» отрезвляющее воздействие и помогут ему контролировать себя. С этой же целью можно поиграть с ребенком в «бобра»: каждый раз, когда что-то оказывается у него во рту, он должен сказать «я снова грызу». Поначалу детям очень смешно, но когда за 10 минут фраза звучит 50-й раз, ребенок сам понимает, что проблема существует и начинает ее решать. Превращаться в бобра никому не хочется.

Есть и еще один простой совет: следите за питанием школьника, ведь на сытый желудок тянуть что-то в рот желания нет.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования

В школьные годы мы то и дело замечали, как одноклассники в задумчивости "уплетают" кончики ручки или карандаша. А иногда и сами занимались подобным. При этом голодным никто не был, а вредная привычка обострялась во время решения задач по математике или когда ждали вдохновения на уроке литературы.

У многих детей проблема заходит слишком далеко. Школьники превращаются в настоящих "бобров" и приносят домой огрызки от карандашей и сломанные ручки, у которых откушены колпачки.

Такое поведение специалисты причисляют к неврологическим проблемам. В ряду с погрызанными канцтоварами соседствует привычка сосать палец и грызть ногти. Самое неприятное, что с возрастом, если не принимать мер, рефлекс закрепляется.

Грызть ручки и карандаши - плохо?

Ответ однозначный. Да. Если даже отбросить эстетическую составляющую (а многим просто неприятен человек с такой вредной привычкой), то есть вред и для здоровья. В канцтоварах много химических элементов вредных для приема внутрь. Кроме того, в организм из-за "бобровой привычки" могут попасть микробы и бактерии.

Рассмотрим варианты избавления от "недуга"

Сперва лучше показать "грызуна" неврологу. Ведь психологи утверждают, что для ребенка поход в первый класс по уровню стресса можно сравнить с первым полетом человека в космос.

Ученые, которые изучали эту привычку, сделали вывод, что эта привычка зарождается именно в детстве. Это объясняется тем, что в младенчестве каждый ребенок грызет что-либо. Последнее делается подсознательно - таким образом, малыши справляются с зудом дёсен, когда растут первые молочные зубы.

Если окажется, что серьезных проблем у школьника нет, то можно включать смекалку и действовать. Некоторые мамы советуют обмазывать кончики ручек и карандашей чем-нибудь горьким (например, специальным лаком, который есть в магазине). Некоторые не столь радикально настроенные родители покупают более крепкие ручки, которые погрызть не так-то просто.

Очень часто избавиться от вредных повадок помогают конфеты. Они усыпляют потребность организма сунуть что-то в рот. Прекрасно подойдут леденцы. Правда, на уроке этот способ все же лучше не использовать.

Следите за питанием ребенка. Как бы странно это ни звучало, но на сытый желудок в рот ничего тянуть не хочется.

Есть и еще одно средство, правда, касается оно только карандашей. Как вариант можно покупать карандаши, на кончике которого вставлена резинка. Более мягкий и крошащийся материал грызть не захочется.

Ну и еще один способ. Но он скорее подойдет только взрослым. Попробуйте купить ручку не за 15 или 35 рублей, а дороже. Можно даже шикануть и купить позолоченную ручку или ручку известной фирмы. Вот тут уж точно все желание портить такой деловой аксессуар пропадет.

При написании текста использовались материалы с сайта topauthor.ru

С проблемой обгрызенных ручек и съеденных карандашей сталкиваются многие родители. И, разумеется, каждый взрослый понимает, что для ребенка не очень полезно брать в рот грязные предметы. К тому же такое занятие может оказаться довольно опасным. От ручки или карандаша может отколоться кусочек и травмировать полость рта ребенка, внутренние органы и даже перекрыть дыхательное горло.

Почему ребенок грызет карандаши и ручки?

Для начала следует определить причины этой неприятной и небезопасной привычки. Первым делом следует с вниманием отнестись к психологическому состоянию ребенка. Нет ли у него стрессов или перенапряжения. Не находится ли он в конфликте с учителями или друзьями. А, может быть, это вы иногда ведете себя неправильно?

Однако, нужно понимать, что дети довольно отходчивы. Если ваш ребенок продолжает грызть ручки длительное время, значит, его нервное напряжение может быть сильнее, чем вы думаете. Поговорите с ним, с его учителями, с его друзьями. Только не превращайтесь в фанатичного детектива. Мягко дайте понять ребенку, что вы открыты для диалога и всегда рады помочь.

Если же вы совершенно точно уверены, что никаких стрессов ваше дитя не испытывает, то проблема приобретает несколько иной характер. Скорее всего, ребенок является кинестетиком, то есть его состояние зависит от тактильных ощущений. Кинестетики часто теребят в руках брелоки, бумажки, ключи и другие предметы. Это нормально. Это никакая не болезнь и от этого невозможно избавиться. Человек таким родился.

Как избавить ребенка от привычки грызть ручки и карандаши?

Если же вернуться к проблеме «грызунов», становится понятно, что убрать дурную привычку будет сложно, но возможно. Вместе с ребенком попробуйте понять, какой именно процесс он пытается стимулировать, когда грызет пишущие предметы: концентрацию, внимание, запоминание. Возможно даже и такое, что он грызет ручку при любом умственном труде.

Тогда вам следует придумать на эти процессы другую, менее опасную и неприятную привычку. Одним из вариантов будет крутить в руках проволочку или скрепку. Это не будет привлекать внимание учителя, но в то же время позволит ребенку удовлетворить свою потребность в подпитке мыслительных процессов. Дома же можно сжимать в руках мячик, перебирать бусинки, скатывать ватные шарики, рвать бумажку.

И, наконец, важно отметить, что вы должны защищать своего ребенка и помогать ему справиться с любыми трудностями. Поэтому не стоит быть слишком строгим. Не заставляйте свое дитя сию же минуту измениться. Помните, что все происходит постепенно, и это правильно!

Попадая в детские руки, школьные принадлежности порой находят невероятное применение. Детям по некоторым причинам трудно забыть нехитрый младенческий исследовательский прием. Хотя некоторые взрослые тоже грешат неприглядной привычкой. Встает вопрос: как отучить ребенка грызть карандаши и ручки? Какие причины лежат в основе?

Психологический аспект проблемы

Во-первых, мысль, которая сразу приходит в голову взрослому, взглянувшего на грызущего ногти или другие предметы, ребенка, заключается в том, что он не уверен в себе. Он тщетно пытается размышлять или сосредоточиться над:

  • учебным заданием;
  • услышанной, увиденной информацией;
  • сложившейся ситуацией.

По мнению детских психологов, вредная привычка грызть ручки и карандаши только еще больше отвлекает и рассеивает внимание.

Во-вторых, среди других симптомов состояния ребенка психологи называют нервозность. Чаще дети грызут предметы в положении сидя за письменным столом. Школьники, особенно, в период адаптации на первом году учебы, при смене классного коллектива или учителя, испытывают стрессовый дискомфорт. Нюансы жизни в семье также бывают причиной для возбужденного нервного состояния.

В-третьих, отсутствие интереса может быть ответом на вопрос: почему ребенок грызет карандаши? Аналогичную привычку имеют люди, которые во время скучного разговора или лекции рисуют на полях блокнота, чертят геометрические фигуры.

В-четвертых, возможно грызть пишущие предметы ребенок стал при том, что его отучают то же самое делать с ногтями. Он изменил объект воздействия и выбрал менее пагубное, на его взгляд, альтернативное занятие.

Медицинский аспект проблемы

Временами случающееся с ребенком грызение ручек и карандашей может вызываться чувством голода и инстинктивным поведением потянуть что-нибудь в рот, пусть даже не съестное.

Медики констатируют, что:

  • через загрязненные предметы в детский организм попадают микробы и яйца гельминтов, вызывая тяжелые нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • осуществляется нагрузка на формирующиеся зубы ребенка, которая приводит к нарушению целостности зубной эмали, травмированию слизистой оболочки полости рта и десен;
  • в состав материалов, из которых выполнены школьные принадлежности, могут входить экологически опасные химические вещества, попадание в кровь которых является причиной серьезных заболеваний.

Методы борьбы с вредной привычкой

Взрослые должны стараться относиться к проблеме конструктивно, не повышать голоса, не использовать сравнения и эпитеты в разговоре с ребенком. Хвалить и подбадривать за малейшие успехи на пути к победе над собой.

  • Сочинить историю, в которой главный герой грызет ногти и предметы. У ребенка появится возможность посмотреть на себя и свою ненавистную привычку со стороны.
  • Освоить домашнюю игру. При наступлении момента, когда учебная принадлежность оказывается во рту, ребенок должен вслух произнести слова: «Я опять грызу!». Сначала ему забавно будет подмечать за собой. В результате, игра позволит ребенку осознать навязчивость бесконечно повторяющегося действия, не даст привычке утвердиться на всю жизнь.
  • Впечатлительным детям можно рассказать, что от грязи и микробов, которые имеются на кончике колпачка, заводятся гельминты. Рекомендуется не только рассказать, но и показать фотографии, видео, которые легко можно найти в интернете, так как обычные слова, как правило, не действуют.

Следует устранить причины нервозности, проконсультироваться с педиатром по поводу применения гомеопатических успокоительных средств. Можно посетить психолога и воспользоваться эффективными приемами борьбы с неприятной зависимостью, простыми техниками релаксации.

В домашних условиях работают следующие приемы:

  1. Приобрести ручки, которые будет жалко портить или неудобно грызть из-за необычной формы колпачка, например, в виде героя мультфильма.
  2. Отучить ребенка грызть кончик ручки, по совету опытных родителей, помогает наматывание ваты (тряпочки) на него, либо нанесение специального лака против грызения ногтей, который не смывается 3 суток. Возникшие неприятные ощущения во рту вернут сознание школьника к действительности и не предоставят возможность упиваться слабоволием.
  3. Предложить ребенку поменять одну привычку на другую. Вместо вредной — приобрести полезную, например, теребить мочку уха. Там находятся энергетические точки, отвечающие за память и внимание, те виды мышления, столь необходимые в учении.

Анализ причин и применение хитрых методик воспитания поможет взрослым отучить от вредной привычки маленького человека.